Укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений в Санкт-Петербурге

Государственная программа Санкт-Петербурга "Создание условий для обеспечения согласия в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы

РУССКИЕ. ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

13 июля 2015

"Там русский дух... Там Русью пахнет".

 

Многим с самого детства знакомы пушкинские строки из поэмы "Руслан и Людмила". Кто же они, эти русские люди, давшие имя стране, которая занимает почти шестую часть света?

 

СЕДАЯ СТАРИНА

Антропологи относят русских к так назывемой европеоидной расе. Их внешний облик, рост, цвет глаз и волос, телосложение сформировались в результате длительных контактов с другими народами - балтами, финно-уграми, тюрками. У обычного, "типичного" русского светлые волосы, не очень широкое  лицо, достаточно крупный нос. В северных областях Европейской России часто встречаются светлоглазые и светловолосые люди; в центре - кареглазые, с мягкими, как правило, тёмно-русыми, слегка вьющимися волосами, а на юге - смуглокожие и темноглазые: сказывается примесь кровей монгольских и кавказских народов. У русских на северо-востоке страны тонкие прямые волосы и немного суженный разрез глаз.

О русских известно с древнейших времен. О них упоминают и западноевропейские хроники, и славянские летописи. Существует немало теорий, объясняющих происхождение слов "Русь", "русские". Многие современные ученые связывают название восточной группы славян с левым притоком Днепра - рекой Рось. В первые века новой эры по берегам этой реки жило крупное племя "россов", или "родиев", которое, возможно, и дало название первому восточнославянскому государству - Русь. Некоторые историки полагают, что слово "Русь" пошло от военных отрядов скандинавов, живших среди восточных славян, а иногда служивших восточнославянским правителям. Многие из них были родом из Южной Швеции, из области Руслаген.

"ДЕЯНИЯ ЦАРСТВА, ПРИОБРЕТШЕГО НЕЗАВИСИМОСТЬ И ВЕЛИЧИЕ"

В начале 14 в. московским князьям удалось сплотить отдельные земли, измученные междуусобными войнами, а к концу 15 в. освободиться от ордынского ига. Созданное московскими правителями Российское государство (в западных хрониках оно именовалось Московией) быстро приобрело, по словам выдающегося русского историка Н.М.Карамзина, "независимость и величие". Иван III (1462-1505 гг.) - первый московский князь, который стал именоваться"самодержавцем всея Руси".

Московиты  15-17 вв. говорили на одном языке и осознавали себя единым народом с общей верой (православием) и культурой. Они воспринимали как братьев жителей бывших древнерусских земель, которые оказались в составе Великого княжества Литовского.

Начиная с этого времени Россия не раз заявляла о себе как о многонациональной державе. Идея об особой миссии Московии как ядра мировой христианской православной империи, о её объединяющей силе поддерживалась теорией о Москве как "третьем Риме". По словам монаха Филофея (16 в.), "два Рима{1} пали, третий (т.е. Москва) стоит, а четвёртому не быти".

Границы Российского государства в течение 16 и 17 столетий неуклонно  расширялись. Присоединение Казанского и Астраханского ханств (1552 и 1556 гг.,), освоение Сибири открыли пути хлынувшим на эти земли русским переселенцам. Новые природные и культурные условия заставляли колонистов усваивать формы обработки земли и ведения хозяйства, характерные для местных жителей. Привыкая к чуждым условиям быта, русские в свою очередь делились с соседями собственным опытом, в том числе земледельческим.

Начало формирования русской нации ( от лат. nation - "племя", "народ") учёные относят к концу 16 в. Возникли единая материальная  и духовная культура, единое управление в созданном государстве, общность территории и, чего ранее не было, хозяйственной жизни.

Переселение русских на земли Левобережной Украины, вошедшие в 1654 г. в состав  Российского государства, освоение "охочими людьми" уральских и сибирских земель, успешная борьба России за выход к Балтике и основание в 1703 г. новой столицы - Петербурга - расширили территорию, населённую русскими. Во второй половине 18 в. к ней были присоединены земли Правобережной Украины и Крым. В том же столетии переселенцы из центра страны продвинулись на Камчатку и начали осваивать земли за Беринговым проливом - "русскую Америку" (Аляску, часть Калифорнии и Алеутских островов).

В переписях того времени отмечалось вероисповедание, а не национальная принадлежность людей, поэтому сказать точно, какова была численность каждого народа в многонациональной Российской империи, трудно. По данным конца 18 в., из 37 млн человек, населявших Российскую империю, а русские составляли приблизительно 53%, украинцы - 21, белорусы - 8.


{1}Два Рима - это Рим и Константинополь, две столицы христианских империй: Западной Римской империи, которая пала в середине 5 в. под натиском варваров, и Византийской империи, захваченной урками на тысячелетие позднее.


ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ

К началу 19 в. среди русских сложились две крупные этнографические группы{2} - севернорусская  и южнорусская. Они различались типом жилища, одеждой, особенностями языка, формой ведения хозяйства.

Севернорусская группа в начале 19 в. занимала территорию от реки Волхов на западе до реки Мезень и верховьев Вятки и Камы на востоке (современные Карелия, Новгородская, Архангельская, Вологодская, Ярославская, Ивановская, Костромская, часть Тверской и Нижегородской областей). Жители этих земель говорили (и говорят до сих пор) на "окающем" диалекте (например, произносят: полтинник). Они строили монументальные высокие дома; дворов в поселениях было немного. Основу традиционного женского костюма здесь составляли сарафан и надевавшаяся под него сорочка, которые обильно украшали вышивкой или льняным кружевом. Пахотным орудием северян была соха.

Южные великорусы - жители чернозёмной полосы России от бассейна реки Десна на западе до реки Сура (приток Волги) на востоке (современные Рязанская, Пензенская, Калужская, Тульская, Липецкая, Тамбовская, Воронежская, Брянская, Курская, Орловская, Белгородская области). Они говорят на "акающем" диалекте (здесь скажут: палтинник). Основу женской одежды составляла богато расшитая сорочка с понёвой. Дома на юге  строили не столь высокие, как северяне, а поселения, наоборот, большие.

Междуречье Оки и Волги (современные Московская, Владимирская, Калужская, Рязанская, Пензенская, часть Тверской и Нижегородской областей) оказалось "переходной" зоной, в культуре скрещивались и видоизменялись южнорусские и севернорусские черты.

У русских, проживавших на западе России, было много общего с белорусами, а русское население Среднего Поволжья заимствовало у своих соседей, волжан-неславян, орнаменты на одежде и особенности внутреннего убранства жилища.

Особым укладом хозяйственной жизни и быта отличались русские Сибири. Они составляли почти 70% переселенцев, прибывавших в этот регион 18-19 вв. Среди старообрядцев, которые спасались здесь от преследований "никониан", сложилось несколько групп. С середины 17 в.в Забайкалье целыми семьями селились старообрядцы, отсюда и пошло название - семейские. Как правило, колонисты занимали земли по берегам крупных рек (Оби, Енисея, Ангары, Лены, Амура, Колымы) и их притоков. В конце 19 в. русские заселили юг Сибири вдоль Транссибирской магистрали, строившейся в 1891-1916 гг.

К началу 20 в. русские составляли 75% населения Сибири, 70% - Приуралья, 63% - Поволжья, 40% - Кавказа, 7% - Средней Азии. Российское правительство не представляло им преимуществ на присоединённых землях, поэтому между русскими и нерусскими крестьянами не возникло вражды. Однако основная часть русских (более 90%) по-прежнему проживала не в Сибири, а на европейской территории России. Почти все они (98%) были православными.


{2}Этнографической группой называют часть народа, которую отличает ряд особенностей языка, культуры, быта.

 


Автор: Н.Пушкарёва


РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

Главная часть русского народного костюма (и мужского, и женского) - рубаха. У детей и подростков (примерно до 13 лет) она часто являлась единственной одеждой. Рубаха соприкасается с телом человека, который осит её: ворот с шеей, рукава с руками. Поэтому на Руси к ней было особое отношение. Рубаху берегли как зеницу ока: если доберётся до неё злой человек и произнесёт вредоносное заклинание, владелец рубахи может заболеть. И наоборот: перед дальней дорогой стоит произнести над ней заклинание-оберег, и все неприятности в пути пройдут стороной. Ворот, рукава и подол рубахи украшали богатой вышивкой. В древности все узоры имели определённое значение: одни оберегали от болезней, другие от сглаза, третьи от неудач и т.д. Позже значения символов забыли, но по традиции, магические узоры продолжали жить на русской одежде.

Рубахи шили из льняной или конопляной ткани. Они могли быть цельными и составными. Цельные, сшитые из продольныхх полотнищ носили девушки и старухи на юге Европейской России. В 19 в. стали распространяться составные. Две части соединяли швом по талии, причём верхнюю шили из тонкой покупной ткани, а низ - из грубого домотканого холста.

Самая красивая часть женской рубахи рукава. Руки крестьянок творили чудеса, поэтому и обрамление у них должно быть подобающим. Формы рукавов встречались разнообразные: прямые, суживающиеся или расширяющиеся к кисти, пышные у плеч и др. Рукава украшали вышивкой, апликациями, нашивками; манжеты - кружевами.

Мужские рубахи отличались от женских скромностью узоров. Рукава делали в основном прямыми, а под мышками пришивали так называемые ластовицы - нашивки разнообразных форм, предохранявшие ткань от протирания. Для свадьбы и праздников шили рубахи-долгорукавки - с рукавами в два метра и прорезями для рук. Эти рубахи символизировали праздность их владельца - в такой одежде не поработаешь. Недаром в известной поговорке говорится: "Работать спустя рукава".

На юге Европейской России долго сохранялась древнейшая форма женской одежды - понёва. Рубаха с понёвой - типичный женский костюм южных областей России. Современному человеку понёва может показаться чем-то средним между набедренной повязкой и юбкой. Сшивали три куска ткани (обычно клетчатой шерстяной домашнего производства), у пояса получившееся полотнище собирали на шнуре. Понёву вышивали яркими нитками и бисером, украшали нашивками; преобладал геометрический орнамент: ромбы, квадраты, треугольники. К началу 20 в. понёва почти исчезла из обихода. В некоторых районах она превратилась в юбку, а вдругих её вытеснил сарафан.

Слово "сарафан" пришло в Россию из Персии, где оно значило "почётная одежда". В русских документах 14 в. так назывался мужской кафтан. Женскую одежду именовать сарафаном стали позже. Сарафан и рубаха составляли основу женского костюма северных и центральных областей Европейской России. Самым древним считается глухой сарафан, сохранявшийся к середине 19 в. на северо-западе. Переднее полотнище было цельным, а по бокам вставляли клинья. У распашного сарафана перёд шили из двух полотнищ и соединяли их красивыми металлическими или деревянными застёжками. Сарафаны украшали богатой вышивкой. На севере узоры изображали животных и растения.

Повседневный женский костюм включал передник. Передники служили не только для защиты одежды от загрязнения - они скрывали неукрашенные части одежды. Обычно шили из домотканой материи и богато украшали вышивкой.

Мужская одежда крестьян была одинакова практически во всех регионах России и не столь красочна, как женская. Основной частью мужского костюма являлась рубаха. Взрослые носили также порты - штаны из домотканой материи чёрного или синего цвета в полоску. Украшения на них встречались редко. Сохранились только исключительно редкие варианты свадебных штанов с вышивкой.

Важной частью костюма считался головной убор. Мужчины носили овчинные шапки, валяные шляпы из серой, белой или коричневой шерсти, с полями и без них (типа колпака). Праздничные шляпы украшались вышивкой, лентами и перьями. С 19 в. повсеместно распространился картуз с козырьком, похожий на военную фуражку.

Русские люди издавна верили, что в волосах женщин скрыта магическая сила, которой их одарила земля. Поэтому женщины тщательно прятали свои косы. Считалось грехом, если замужняя женщина "засветила волосом", т.е. показалась на людях с непокрытой головой, простоволосой. Чтобы опозорить женщину, её могли "окосматить" - прилюдно сорвать головной убор. Девушки в отличие от женщин не закрывали волосы, они носили повязки, ленты, венки.

На юге бытовал головной убор типа "сороки", иначе называемый кичкой или рогатой кичкой. Этот сложный предмет туалета состоит приблизительно из двенадцати частей, а весит около пяти килограммов.

Один из самых распространённых женских головных уборов на севере России - кокошник. Название происходит от слова "кокошь", обозначающего у всех славян петуха или курицу. Характерная деталь кокошника - гребень. Гребень может идти поперёк головы (от лба до затылка) или охватывать голову наподобие нимба. Первый тип встречается и в северных, и в южных регионах Европейской России, второй, как правило, на севере. Северные уборы делались на заказ и нередко стоили дороже коровы. Их бережно хранили и передавли из поколения в поколение. Шились кокошники обычно из дорогих тканей: бархата, парчи, атласа. Вышивали их золотыми и серебряными нитями и усыпали речным жемчугом или битым перламутром. Иногда число жемчужин достигало 200-300, а иногда и 1000 штук.

Известного путешественника 19 в. барона Гакстгаузена восхитила картина, увиденная  им в Вологодской губернии. Однажды утром из своих окон он наблюдал необычное шествие - это крестьянки в праздничных костюмах и кокошниках шли в церковь.

В 18 в. жемчужный промысел, процветавший на Русском Севере, начал приходить в упадок. Перестали создаваться и кокошники былой красоты, но ещё долгое время женщины появлялись в головных уборах своих бабушек.


Автор статьи: О. Зябнева


ОБУВЬ

О чём только не поётся в русских песнях! Нередко даже о таком "низменном" предмете, как обувь: "Валенки, валенки, не подшиты, стареньки..." Суровые русские зимы заставляли серьёзно относиться к этому предмету.

Традиционная обувь у русских состояла из нескольких частей: онучей, оборов и лаптей. Онучи представляли собой куски холста или шерстяной ткани, которыми обёртывали ногу. На юге России в прошлом было модно навивать на ногу по 2-3 онучи: чем толще ноги, тем они считались красивее. Оборами называли шнуры для привязывания лаптей. Их свивали из льна, пеньки, лыка, ткали из шерсти. Собственно обувь, лапти, плели из лыка (древесной коры). Издавна была известна и примитивна кожаная обувь - поршни.

Лапти и поршни носили только крестьяне. Горожане с древнейших времён ими не пользовались. В крестьянском быту лапти сохранялись очень долго не только как повседневная, но и как обрядовая обувь. В южнорусских областях в них и венчали, и клали в гроб. В то же время на крайнем юге России и в Сибири лапти вообще не были известны. Здесь слово "лапотник" считалось оскорблением.

Распространённый в прошлом вид кожаной обуви - котЫ. Горожанки носили их постоянно, а крестьянки - по праздникам. Сапоги у русских - принадлежность в основном мужского костюма. В Сибири и на Севере у охотников, рыбаков, сплавщиков леса бытовали специальные промысловые сапоги: бахИлы, брОдни, ловчАги.

В старину русские носили обувь, валянную из шерсти. Она, в отличие от всем знакомых валенок, была низкой, к ней пришивалось голенище из сукна. Валенки современного вида впервые изготовили мастера-валяльщики Семёновского уезда Нижегородской губернии в начале 19 в. Они оказались настолько удобны, что многие соседние народы заимствовали их у русских.


Автор статьи: Л. Соловьёва.


РУССКАЯ КУХНЯ

Особое место в пище русских занимал хлеб. Отношение к нему граничило с почтением. Недаром, по старинному русскому обычаю, оброненный хлекб надо не только поднять и обтереть, но и, поцеловав, попросить у него прощения за небрежность. Крестьянин, а часто и городской обыватель никогда не выбрасывали хлебные крошки: их ссыпали на ладонь и отправляли в рот. Гостя приветствовали да и теперь приветствуют словами "хлеб-соль!", означающими радущие и гостеприимство.

Некогда преобладал ржаной хлеб, позднее шире стал распространяться пшеничный. Русские, как правило, пекли хлеб из кислого теста, чаще всего круглый. Из кислого теста также пекли и пекут лепёшки, пироги с различной начинкой (картошкой, капустой, грибами, рубленым мясом, рыбой и т.д.), оладьи, блины. Блины считались обрядовым блюдом: их готовили на поминки и масленицу. В Приуралье и Сибири особенно любили открытые шаньги (ватрушки с кашей, толчёным картофелем или творогом), а в центральных и южных областях Европейской России - пироги без начинки, по праздникам сдобные. Особое русское кушанье из зерна - ржаные или овсяные кисели. Кисель подавали на стол в повседневном быту, он считался обрядовым блюдом на свадьбе и поминках.

Из крупы готовили похлёбки и каши. На севере Европейской России варили похлёбку из ячневой крупы, которую заправляли мукой; на юге - пшённый кулеш; в средней полосе излюбленная каша - гречневая; на юге Сибири - рисовая. Русские переселенцы в Приамурье предпочитали кашу из маньчжурского пшена "буду". В качестве обрядового поминального кушанья повсеместно была распространена кутья - каша из пшеничных, ячменных, а позднее рисовых зерён, подслащённая медом.

Когда не хватало муки или крупы, в ход шёл "второй хлеб" малосостоятельных людей - картошка. Чищенные картофелины ели с  супами, овощами и т.д. Появился картофель на полях России в 18 в., и с тех пор возникло великое множество способов его приготовления. Картошку варят в кожуре, без кожуры, жарят и пекут, толкут, сбивают наподобие густого киселя, им заправляют щи и окрошку.

Незаменима в русской кухне капуста. Без неё не приготовить щей, а "щи да каша - пища наша", как говорили в народе. Известно много видов капустных щей: свежие и кислые, постные и скоромные (т.е. с мясом), суточные (их томят сутки в русской печи), щи с крупой и др. По поводу куриных щей даже ведутся учёные споры. Одни считают, что известная поговорка звучит так: "Попал, как кур во щи", другие поправляют: "Попал, как кур в ощип".

Некогда русские крестьяне любили пареные овощи: морковь, свёклу, а на севере репу и брюкву. Это неудивительно: реап неприхотлива, сытна, полезна и дешева (недаром говорят: "Дешевле пареной репы"). Затем репу постепенно вытеснила картошку, а вот на Западе, в особенности в Германии, она до сих пор популярна.

Важная составная часть русской кухни - растительное масло. Оно дешевле сливочного или топлёного. Кроме того, во время постов, принятых в православии, разрешается употреблять в пищу только растительное масло. На севере и средней полосе России в прошлом использовали льняное, на юге - конопляное и подслнечное.

Русские не только землядельцы, но и скотоводы. Поэтому естественно, что в их питании немалую роль играют молочные продукты: свежее и кислое молоко, сыворотка ("пахта") и сметана, творог и разного рода творожные сыры. Они во много заменяли крестьянам мясо. Сметану, масло и сыр малосостоятельные крестьяне чаще продавали, чем ели. Скот было выгоднее доить, нежели резать. Мясо для многих являлось преимущественно праздничной пищей. Вместе с тем готовить его русские умели хорошо. Мясо засаливали, замораживали, коптили и вялили; варили, жарили и запекали; делали студень, кровяную колбасу, а на юге так называемую украинскую колбасу - из кусочков свинины и сала. Из свинины  (окорока или лопатки) делали ветчину. В пост вместо мяса ели рыбу, которая считалась полупостной.

На огородах и в садах выращивали фрукты и ягоды, в лесу собирали грибы и ягоды. Население Южной России к грибам относилось с опаской. Зато в средней полосе грибы считаются деликатесом. Их варят, жарят и запасают впрок - сушат и засаливают.

Очень разнообразны у русских традиционные напитки. В прошлом особенно популярен был сбитень - горячая вода с мёдом и пряностями. Им согревались зимой, покупая в городах у уличных торговцев, а в сельской местности на ярмарках. Повседневным напитком являлся кислый квас из свёклы или груш. Из сухих фруктов делали и делают компот. Русские варили пиво на меду, называемое медовухой, и более крепкое из ячменя. Типично русский напиток - водка. Её настаивают на зверобое, на смородиновых почках, на различных ягодах и т.д. Женщины если и пили, то наливки, не креплённые водкой.

Чай вошёл в обиход только в 19 в. В народе его пили обычно из блюдечка, часто вприкуску с сахаром, мёдом или вареньем. Кофе появилось в широком обиходе сравнительно недавно. У русских принято пить чёрный байховый чай, часто с молоком или лимоном. Лишь, в тех местностях, которые граничат с монггольскими и тюркскими землями, известен и так назывемый калмыцкий чай - тоже чёрный (плиточный), но с мукой, жиром и солью (!). По существу это суп, и очень сытный. Особняком стоят молочные напитки - молоко, заимствованный на Северном Кавказе кефир, айран (разбавленное кислое молоко), кумыс (слабохмельное кобылье молоко).

У русских, как и у других народов, особенности национальной кухни сохранились лучше, чем особенности жилища, утвари, одежды. Привычка к определённой еде крепче, чем, например, обыкновение носить или не носить галстук. Попробуйте приучить русского, с детства воспитанного в отвращении к такой еде, как конина или лягушки, лакомиться, подобно степняку, жеребятиной или, подобно французу, лягушачьими лапками. И всё же в обиходе русского народа в последнее время появилось много незнакомых доселе блюд. Уже никого не удивят итальянские спагетти или пицца, маслины или фаршированные оливки, французский коньяк или шампанское и т.п.


Автор: А.Першиц.


РУССКИЙ ХАРАКТЕР

Русские в течение многих веков жили сообразно своим неписаным законам, "по совести и правде". В русском национальном характере отсутствовала ксенофобия (ненависть к чужому, иноземному). Для русских была нехарактерна и мстительность: допускались либо непосредственная реакция на обиду, либо прощение вины. Постулаты православия требовали соблюдения строгих нравственных норм, и одна из них - недовольство собой. Осуждалось бахвальство и восхваление "своих" перед "чужими". Выдающиеся философы начала 20 в. Н.А. Бердяев, И.А.Ильин, В.В.Розанов отмечали готовность русских быстро виниться и просить прощения, подчиняться, смиряться.

Современные психологи, изучающие национальный характер разных народов, относят к традиционным чертам русских такие: долготерпение - и одновременно способность безоглядно подняться на бунт, "бессмысленный и беспощадный", по словам А.С.Пушкина; надежду на истинного царя (правителя), способного защитить от неправды, -  и в то же время мечты о "вольной воле" и свободе; подвижничество, героизм - и слабохарактерность, покорность (недаром Н.А.Некрасов писал: " Ты и могучая, ты и бессильная, матушка - Русь"); жажду абсолютного (добра, равенства, справедливости) - и отрицание относительного (успеха для одного себя, счастья на время). Русские всегда высоко ценили доброе имя, честь, репутацию в глазах друзей и соседей, стремление к объединённому, "всем миром", решению спорных вопросов.

"СОБЕРЁМ ЛЮБОВЬ К РОССИИ"

Октябрь 1917 г. открыл новую страницу в этнической истории русских. Советское государство стремилось заменить всё "национальное" "интернациональным", рабоче-крестьянским. Основатель Советского государства В.И.Ленин прямо говорил о необходимости "не думать о своей нации и выше её ставить интересы всех, всеобщую свободу и равноправие". С "несогласными" центральные власти вели решительную борьбу. В печати слово "русский" стали заменять на "российский" (пролетариат, революция, культура и т.п.). "С Россией кончено..." - горестно заключал поэт Максимилиан Александрович Волошин, видя, как стираются грани между национально-русской и многонациональной культурами Российской империи.

Советские законы провозглашали равенство всех, народов, религий и языков. После гражданской войны идеологи новой жизни открыто заявили о политике "коренизации", т.е. о повышении доли представителей коренного, нерусского населения в государственных структурах.

На словах советское руководство стремилось к "расцвету всех наций и культур", их "сближению и слиянию". На деле такая политика привела к тому, что резко сократилось преподавание на национальных языках, а это вызывало естественный протест нерусских народов. Русский был законодательно объявлен "вторым родным языком" для всех народов Союза. Однако русские не имели никаких преимуществ. Уровень их жизни в РСФСР, особенно в провинции, был при этом ниже, чем во многих республиках. Такое положение приводило к взаимной антипатии в повседневном быту. Объявление РСФСР "первой среди равных" порождало национальную рознь между русскими и другими народами "братской семьи республик". Стремление же развивать "многонациональную советсткую" (а по сути дела - национальную безликую) культуру в ущерб культурам национальным, в том числе русской, приводило к искоренению особенностей русского народного быта.

Распад СССР в декабре 1991 г. изменил положение русских в бывших советстких республиках. Они превратились там в национальное меньшинство и стали быстро пополнять ряды эмигрантов.

В 90-х гг. в Россиии возникли националистические партии и движения. В известной степени это объясняется стремлением возвратиться к прежним нравственно-моральным устоям общества, ранее искоренявшимся, желанием возродить русскую культуру. Подобные движения и партии не пользуются поддержкой в обществе. Истинный патриотизм далёк от противопоставления русским народам. "Соберём любовь к России каждого в одну любовь - выстоим!" - так обобщил писатель В.Г. Распутин идею патриотического единства современных русских.

РУССКИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

После распада Советского Союза Россия остаётся одной из самых больших мировых держав. Русские проживают в ней на громадной территории от Калининградской области, от Мурманска и севера Сибири до предгорий Кавказа и бывших среднеазиатских республик. Их общая численность в мире - более 146 млн человек; из них в РСФСР  живёт почти 120 млн  (из 148 млн населения страны в целом). В "ближнем зарубежье"  (т.е. на территории бывшего СССР) оказалось почти 24 млн, в "дальнем" (в США, Канаде и других странах) - 2,5 млн человек. Русские в РФ считают родным языком русский и используют при письме кириллический алфавит. Большинство верующих - православные.

Половина всех русских в РФ (49,7%) проживает в центре Европейской России, на северо-западе, в Волго-Вятском районе и Поволжье. Русские южной и северной этнографических групп сохраняют свои особенности, прежде всего традиции строительства и украшения домов, а также кулинарные.

В конце 20 в. русские остаются крупнейгей этнической группой России с особым характером и богатой культурой.


Автор статьи: Н.Пушкарёва.


К А З А К И

У некоторых народов вооружённая защита границ возложена на особые группы населения. В России их называют казачеством. Учёные полагают, что само слово "казак" заимствовано из тюркских языков, где "kazak" значит "вольный человек", "искатель приключений", "бродяга". В Средние века так именовали свободных людей, которые служили разведчиками или охраняли границы Руси, Литвы, Польши, Ногайской Орды. Самая ранняя группа русских казаков сформировалась в 16 в. на Дону из беглых русских и украинских крестьян. В дальнейшем казачьи общины складывались разными путями: с одной стороны, на окраины государства бежали от крепостной неволи, с другой - они возникали по царскому указу для защиты границ империи. К 1917 г. в России насчитывалось 11 казачьих войск: Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское.

Группы казачества отличались друг от друга особенностями языка, укладом жизни, формой ведения хозяйства. Отличия сложились в результате контактов с местным нерусским населением. В то же время у всех казаков было нечто общее, что обособляло их от других русских. Это позволяет говорить о казачестве как об одном из русских субэтносов ("поднародов") наряду с поморами на берегах Белого и Баренцева морей, заволжскими старообрядцами, кержаками (старообрядцами) на Алтае, семейсками в Забайкалье и др.

Подавляющее большинство казаков были православными, среди них в Приуралье и Сибири встречалось немало старообрядцев. Многие знали два языка, скажем помимо русского - кабардино-черкесский, калмыцкий или казахский. Двуязычие было особенно распространено там, где существовали особые "туземные" воинские части, например калмыцкие, ногайские, бурятские и т.д.

На быт и культуру казаков оказывали влияние народы, среди которых они жили. Так, внутреннее убранство жилищ кубанских и терских казаков во многом напоминало интерьер домов зажиточных горцев: лавки покрыты коврами, стены украшены оружием и конской сбруей. "Окавказилась" и  одежда, в особенности мужская: черкески, бешмет, башлык казаки почти без изменений заимствовали у народов Кавказа. В пище, напротив, преобладали русские и украинские традиции, хотя кавказские сорта сыра и кисломолочные  напитки тоже вошли в быт. В свою очередь, у кавказских горцев, мало употреблявших в пищу овощи и фрукты, под влиянием  казачества стали развиваться огородничество и садоводство. Множество сходных примеров можно найти в быту приуральских, семиреченских и сибирских казаков.

Большим своеобразием отличались нормы поведения и духовная культура. Казачка была свободне, чем русская крестьянка; молодежь также имела больше прав. Широко практиковалась трудовая и бытовая взаимопомощь, известная русским крестьянам. Военизированные игры-состязания (скачки, джигитовка, стрельба в цель, рубка лозы и др.) казаки любили не меньше, чем, например, адвги или ногайцы. Помимо традиционных праздников в каждом казачьем войске отмечали день святого - покровителя данного войска. Самым распространенным фольклорным жанром были историко-героические, военные и лирические песни.

Казачество являлось не только субэтносом, но и особым сословием, т.е. социальной группой, обладавшей правами и обязанностями, закреплёнными законом. Казаки широко пользовались самоуправлением (сами выбирали атаманов)  и экономическими привилегиями. Казак считал себя (и был на деле) свободнее крестьянина.

Ценя эти преимущества, казаки преданно служили престолу. Их использовали для подавления крестьянских восстаний, рабочих и студенческих выступлений. В годы гражданской войны большинстов казаков примкнули к белому движению, из-за чего позже подверглись беспощадному красному террору. "Расказачивание" происходило подобно "раскрестьяниванию", толькр гораздо более жестоко.

Лишь на рубеже 80-90-х гг. 20 в. в России появились общественные организации, выступающие за возрождение казаков как особого сословия.


Автор статьи: А.Першиц.


ТРАДИЦИОННАЯ СВАДЬБА У ТЕРСКИХ КАЗАКОВ

Насколько свободны были молодые казаки в выборе невесты или жениха? Если парень и девушка жили на одном "краю" (конце) станииы, они могли общаться беспрепятственно. Если на разных, то жених должен был дать отступного (водку или папиросы) парням края, где жила невеста.

Летом молодёжь собиралась на улице, в степи или в лесу и до поздней ночи веселилась. Зимой устраивали посиделки в каком-нибудь доме. Девушкам разрешалось посещать такие собрания лет с четырнадцати; там они обзаводились "ухажёрами". Можно было даже обниматься и целоваться, но та, которая позволяла себе больше, считалась опозоренной и редко выходила замуж.

Парни женились в 17-18 лет, девушки выходили замуж в 16-17. Двадцатилетняя девушка считалась чуть ли не старой девой. Право выбора принадлежало родителям, и они далеко не всегда считались с чувствами детей. Браки старались заключать внутри казачьего сословия. Не разрешалось жениться на женщине другого вероисповедания или выходить замуж за иноверца (мусульманина и т. д.), требовался переход будущего супруга в христианство.

В свадьбе терских казаков (жили на реке Терек) выделяются два этапа: предсвадебный и собственно свадебный. Первый начинался сватовством. Сватами обычно выбирали пожилых, почтенных родственников отиа жениха. В доме родителей невесты они заводили разговор: "У вас телушка продаётся?". Поначалу им отказывали и обычно давали согласие лишь на третий раз. А если не давали, то, случалось, парень по взаимному уговору крал девушку.

После сватовства родня невесты "осматривала печь", т. е. хозяйство семьи жениха; затем обговаривали расходы на свадьбу. Иногда вносили брачный выкуп - деньгами или натурой, например скотом; выкуп, как правило, тратился на свадебные нужды. Жених делал невесте подарки; чаше всего дарили одежду.

Сама свадьба помимо венчания включала в себя много старинных обрядов: "выкуп" невесты и её приданого, осыпание молодых хмелем, орехами и зерном, раздел свадебного каравая и др. Руководили всем так называемые свадебные чины. Со стороны жениха (его называли "князем") это был "боярин" (глава свадебного пиршества), со стороны невесты ("княгини") - "старшая дружка". Жених был одет в полную казачью форму, невеста - в длинное белое платье, лицо закрывала фата. Подвенечное платье хранили всю жизнь: считалось, что оно обладает магической силой.


Автор статьи: А.Першиц.