Укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений в Санкт-Петербурге

Государственная программа Санкт-Петербурга "Создание условий для обеспечения согласия в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы

14 ноября - Кузьминки

01 ноября 2015

Девичий праздник, отмечаемый по всей России девушками в осенний день памяти Кузьмы и Демьяна — 1/14 ноября.

Если в семье в этот год была девушка-невеста, то в этот день она становилась хозяйкой дома: она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом, подаваемым на стол, была куриная лапша.

Кроме этого девушки собирались вместе вечерами и устраивали «кузьминскую вечеринку» («ссыпчину», братчину).

Как проводились Кузьминки?

Кузьминки проводились либо один вечер, либо в течение 3 дней.

Девушки заранее снимали избу, собирали по деревне продукты — картофель, масло, яйца, крупу, муку и т.д. и готовили обрядовую еду. Среди обязательных блюд была каша, варили козьмодемьянское пиво.

Зачастую девушки продавали кашу парням, накладывая в разных размеров чашки, а полученные деньги делили между собой. Девушки-подростки варили кашу в нескольких горшках; после чего ели в определенном порядке: сначала съедали блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце — блюдо каши со свиным салом. (новгородск.).

После угощения начинались игры молодежи. Среди обязательных были «поцелуйные» игры. (поцелуйные игры можно посмотреть в ст. …)
Кроме игр, на «кузьминских вечеринках» принято было танцевать и петь песни:
«На Кузьму, Кузьму-Демьяна,
На девичий праздник
Тут и девушки играли,
Ванюшку увидали.
Он не в шубе, не в кафтане,
В белом балахоне».
(Чичеров В.И. 1957. С. 47).

Кузьминская вечеринка могла продолжаться всю ночь. Когда заканчивалось угощение, парни отправлялись «на промысел» — воровали соседских кур для изготовления новых блюд. После чего веселье возобновлялось. Подобные кражи крестьянами не осуждались.

Свадьба и похороны Кузьмы-Демьяна

Вечером в последний день Кузьминок исполнялся обряд «свадьба и похороны Кузьмы-Демьяна», который заключался в следующем: девушки изготавливали чучело — набивали соломой мужскую рубаху и штаны, приделывали к ним голову. Надевали на чучело «чапан» (верхнюю одежду из сукна), опоясывали его кушаком, обували в старые лапти. Затем происходило «потешное венчание» — «женили Кузьку» на одной из девушек. После женитьбы его укладывали на носилки, уносили в лес, за территорию деревни или села, где его раздевали, разрывали на части, плясали на соломе, оставшейся от чучела, а потом сжигали ее.

Какой смысл имеет обрядовое сожжение чучела?

Первоначально этот обычай имел магический смысл, подобно обрядовому сожжению чучела масленицы, уничтожению троицкой березки, похоронам Костромы и Ярилы. Солома, из которой изготовлялось антропоморфное существо, олицетворяла зрелый злак урожая и использовалась для обеспечения плодородия, а чучело представляло собой растительную силу земли. Его уничтожение, сожжение, потопление или придание земле символизировало возвращение силы земле. А веселье, смех, пляска девушек (в данном случае на «соломенном теле Кузьмы-Демьяна») влияли на природу через оживление умерщвленных антропоморфных изображений.

Этот акт словно демонстрировал жизнь природы: торжество природы (чучело в центре внимания, его славят, женят-отдают замуж), потопление, сожжение, уничтожение (смерть чучела – наступление зимы и замирание природы) и веселье, смех, песни, пляски (воскресание чучела в травах и злаках будущего урожая).  Смерть и воскресание символизировало стремление человека к плодородию и новой жизни, особенно в тот период, когда все замирало в предчувствии зимы.

Девичий праздник «Кузьминки» логично вписывался в осенний свадебный период, когда происходят смотрины невест,  знакомства молодежи (в народной терминологии — «жениханье»), совместные игры и ухаживания, создавая праобраз свадебной игры. Так, среди главного угощения кузьминок — свадебные обрядовые блюда: куриная лапша и каша, а когда начинались сватания парня к девушке, говорили: «Подкузьмила девка парня!». Все это укладывалось в созданный народом образ святых как покровителей брака и «свадебных кузнецов».