Укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений в Санкт-Петербурге

Государственная программа Санкт-Петербурга "Создание условий для обеспечения согласия в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы

21 сентября - Рождество Богородицы

21 июля 2016

Рождество Богородицы (Богородичин день, Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Госпожа Вторая, Госпожка богатая, Спожа, Спожка, Большая Спожка, Аспосов /Аспасов/ день, Спосов день, Пасиков день, Осенины, Вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день) - народное название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви - Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается  21 сентября. Установлен в память рождения Пресвятой Девы Марии, Матери Господа Бога Иисуса Христа.

Народное название двунадесятого праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии в память рождения Пресвятой Девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала роженицам, была заступницей детей и девушек на выданье.

Сведения о празднике Рождества Богородицы восходят к IV - V вв. Первое указание на этот праздник, согласно палестинским преданиям, заключается в факте сооружения св. Еленой храма в честь Рождества Богородицы. Об этом празднике упоминает св. Иоанн Златоуст, св. Прокл и блаж. Августин. В VI - IX вв. событие Рождества Богородицы было описано св. Стефаном Святоградцем, в VII в. свв. Андреем Критским и Сергием, патриархом Константинопольским, в VIII в. свв. Иоанном Дамаскином и Германом Константинопольским. 

История рождения Девы Марии (Богородицы, Богоматери, Божьей Матери), также как имена и жизнеописания ее родителей Иоакима и Анны, не зафиксированы в канонических евангельских текстах, где данные о ее жизни вообще крайне не многочисленны. Источником сведений, которые легли в основу литургической, иконографической и фольклорной традиций, считается раннехристианское предание, отмеченное в апокрифе II в. "История Иакова о рождении Марии" ("Книга Иакова"), широко известного под названием "Протоевангелие Иакова Младшего" ("Протоевангелие от Иакова") и в апокрифе "Евангелие от Псевдоматфея". 

Согласно преданию, родителями Девы Марии были праведные Иоаким, который происходил из города Назарета в Галилее (северная часть Палестины), из царского рода Давида, из мессианского "колена" Иуды, и Анна - из Вифлеема, из архиерейского рода Аарона, из священнического "колена" Левия. 

Иоаким и Анна были женаты 20 лет, вели праведную жизнь, проявляя милосердие к бедным и странникам, принося пожертвования в храм Божий. Иоаким говорил: "Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление Господу". (История Иакова о рождении Марии. Цит. по изданию: Апокрифы древних христиан. М., 1989. С. 117). Но Бог не дал им детей, они были бесплодны. Когда в один из праздников Иоаким пришел в Иерусалим, первосвященник Рувим не принял его даров на основании того, что тот не оставил потомства Израилю. Просмотрев родословную двенадцати колен, Иоаким увидел, что все праведники имели детей. Огорчившись, Иоаким ушел в пустыню, где постился и возносил молитву Господу сорок дней и сорок ночей. По прошествии этого времени ангел возвестил ему о будущем рождении дочери Марии: "Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем". (Указ. соч. С. 118). 

Анна, оставшись без Иоакима, тоже молилась Господу, чтобы даровал ей дитя; при этом Анна дала обет - посвятить своего ребенка Богу. Пред ней предстал ангел Господен и сказал: "Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире". (Указ. соч. С. 118). 

Ангел велел Анне идти в Иерусалим, предсказав ей, что она встретит своего мужа у Золотых ворот. Так и произошло. Золотые ворота явились символом непорочного зачатия Марии. Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы в храме Божьем. В этот день - 9 (22) декабря - православная церковь празднует Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы. 

Через определенное время в городе Назарете родилась Пресвятая Дева; по иудейскому обычаю, в 15-й день по рождении младенца Ей было дано имя, указанное ангелом Божьим - Мария, что значит: "высокая", "превосходящая", "госпожа", "надежда" (еврейск.). Настоящий праздник, по учению св. Андрея Критского, есть "начало праздников: он служит дверью к благодати и истине". По словам св. Иоанна Дамаскина, "день рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость". (Снессорева С. 1997. С. 12 - 15.). 

День Рождества Богородицы отмечается торжественным молебном; пением величания на утрени: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое". Церковные песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богородицы носят название "Богородичны", они входят в состав всех ежедневных служб. В богослужебных книгах особо выделяются Богородичны праздников в честь Божьей Матери. К каждому богородицкому празднику приурочены свои Богородичны. 

В народе Богородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближе народному сознанию, чем образ Иисуса Христа. С одной стороны, "вознесенная в мир божественный", с другой - она осталась связанной с обычными людьми, по-матерински переживающей и заступающейся за них. По наблюдениям В.В. Розанова, "русский народ свел христианство к почитанию Божьей Матери". (Розанов В.В. 1990. С. 558). 

Народный культ Богородицы выразился в многочисленных эпитетах: "Пресвятая", "Пречистая", "Владычица", "царица неба и земли", "избавительница от скорбей", "скорая помощница", "небесная заступница", "целительница от болезней и страстей", "защитница от бед, нечистой силы напастей и страданий". Так как в народных представлениях Богородица виделась утешающей, милосердной, отзывчивой к любому несчастью и облегчающей боль, к ней нередко обращались с заговорами, молитвами и заклинаниями в разных случаях жизни. 

Богородица считалась покровительницей рожениц, что вытекает из материнского начала в ее образе. "В культе Богоматери русские подчеркивали ее материнство, а не девственность" (Федотов Г.П. 1991. С. 169), что подтверждается иконографией Божьей Матери, а также этимологической близостью слов "Богородица" и "роды". (Славянская мифология. 1995. С. 58). Поэтому к Богородице были направлены просьбы о помощи при трудных родах (Ср. беременные женщины молились в день Рождества Богородицы, чтобы роды были легкими). Богородица виделась не только Божьей Матерью, но Матерью вообще, родной матерью каждого человека: "Богоматерь, будучи Матерью Христа, в силу этого является и матерью всего человеческого рода". (Булгаков С. Н. …С. 187, 204, 233). В этом смысле Богородицу часто называют Матерью, Матушкой. Отсюда и взгляд народа на матерщину: она оскорбляет трех матерей человека - Богородицу, Мать-сыру землю и родную мать. 
                    "Матерно не бранитеся; 
                    Мать Пресвятая Богородица 
                    На престоле встрепенулася, 
                    Уста кровью запекаются". 
                                (Федотов Г. 1991. С. 56.) 

В русской народной традиции образ Богородицы сблизился с образом Матери-земли, что привело к образованию культа Богородицы-земли. Богородица приравнивалась, а иногда и отождествлялась с рождающей и плодоносящей землей-кормилицей. Так, в Переславль-Залесском у. Владимирской губ. в 20-е годы XX в. был отмечен случай, когда женщины стали останавливать крестьян, которые разбивали на пашне сухие комья земли, объясняя запрет тем, "что делая так, те бьют саму мать пресвяту богородицу". (Смирнов М.И. 1927. С. 6.) Начало сева в некоторых районах связано с культом Богородицы. В Забайкалье при этом зажигали свечи у иконы и трижды читали молитву Богородице. В Благовещенье икону с образом Богородицы, "как подательницы плодов земных", ставили в кадку с зерном, приготовленным для посева, чтобы яровой хлеб дал богатый урожай. Этот же мотив плодоношения и изобилия видится в ритуале выноса запрестольного креста и иконы Богородицы в первый день Пасхи в крестьянские дворы, при этом икону Богородицы ставили в лен и сыпали на нее горсть овса (московск.) 

Богородица являлась заступницей детей на этом и том свете. По русским поверьям, мать, "заспавшая" своего ребенка, т. е. придавившая его во время сна, должна была несколько ночей подряд одна молиться в церкви в очерченном кругу. Тогда в первую ночь Богородица показывала матери ее ребенка, находящегося в крови, во вторую ночь крови становилось меньше и так далее до полного очищения. 

Нередко призывалась Матушка Пресвятая Богородица в наговорах и молитвах при излечении от болезней: "от уроков", "ветрянова перелому" и др.: "Встану я раба (имя рек) по утру рано, умоюсь я водой ключовой, утрусь господней пеленой и помолюсь я Спасу образу, Матушке Пресвятой Владычице, Пречистой Богородице. На море-океане, на р. Иордани, на камне алатыре стоит Матушка Пресвятая Богородица, возле нее 77 ангелов, 77 архангелов. 1-й ангел Михаил архангел, 2-й ангел Гавриил архангел, третий ангел Кузьма и Дамьян. Не стрельби раба (имя рек), а отлетайте Вы, глазии, от раба (имя рек) из дверей в двери, из ворот в ворота, по мохам, по болотам, к сенным покосам. Аминь, аминь, аминь". (АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 668. Л.; нижегородск.). Недаром этот день почитался лекарками и знахарками. 

В особой чести была Богородица и у девушек на выданье. Они обращались к ней с просьбами о женихах (см. Покров Богородицы). Упоминалась Богородица и в приворотных заговорах: "Матушка Пресвятая Госпожа Богородица, от ради радости Твоей, от мила милости Твоей и благости, создай несносной тоски и печали раба Твоего (имя рек), чтоб в еде не заедал, в питье не запивал, во сне не засыпал, в ходьбе не заходил. Аминь, аминь, аминь". (АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 668. Л.; нижегородск.). Для замужних женщин день Рождества Богородицы был "обетным", т.е. в этот день выполнялись данные Богородице "обеты" в благодарность за помощь в делах или при исцелении от болезней. "Обеты" заключались в исполнении определенных обрядовых действий, обещанных Богородице (один из вариантов - обряд Троецыплятницы) или приношений в храмы и часовни к ее иконам различных предметов - обетных привесок (отлитые из золота и серебра те части тела, которые были чудесно исцелены Богородицей с помощью молитв, обращенных к ней), "прикладов" - ожерелий, монист, гривен, крестов, панагий, цепей, серег, перстней и т.д. 

В фольклорной традиции Богородица - любимый персонаж духовных стихов - эпических песен на религиозные сюжеты, которые исполнялись бродячими певцами на ярмарках, базарных площадях или у ворот монастырских церквей. 
                    "Мать моя - Матушка Мария, 
                    Пречистая Дева, Пресвятая, 
                    Свет Мати Мария, 
                    Пресвятая Богородица, 
                    Солнце красное, 
                    Пречистая голубица, 
                    Мати Божжа, Богородица, 
                    Скорая помощница, 
                    Теплая заступница, 
                    Заступи, спаси и помилуй…" 
                                  (Федотов Г. 1991. С. 49). 

Большинство народных легенд о Богородице связано с апокрифами. Наиболее известный апокриф "Сон Пресвятой Богородицы" пользовался большой популярностью среди крестьянского населения; ему приписывалась особая сверхъестественная сила. Передавался он обычно устно; рукописный вариант (список на листочке бумаги) использовался в виде амулета и отдавался для переписывания за дорогую плату и только верующим в его силу людям. Вера в "Сны Богородицы" была очень велика. Считалось, что кто имеет при себе рукопись и читает ее каждый день известное число раз (по уставу), будет спасен от суда, рекрутства, сглаза, болезней, защищен в дороге и т.д. При этом говорили: "Шла Дева Мария из города из Еелея, из Старого Иерусалима, шла она приустала, легла она приуснула. Привиделся ей сон престрашный: большо брюхо поносила, Христа породила. Его бабушка Фаламея на руки примала, маревой водой обмывала, шелковой водой обтирала, в пелену черну пеленала, шелковым поясом увивала, за престол она его клала, хрестом благословляла, кто этот хрест станет знати, Христа величати, по трижды на день читати, тот человек будет спасен и сохранен будет. На огне не горящий, на воде не топлящий, в смоле не кипящий. Три ангела, три архангела с небес слетают, рабу в дороженьку провожают. Аминь, аминь, аминь". (АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 668. Л.; нижегородск.). 

По севернорусским легендам, Богородица на Пасху "ходит по земле". С Богородицей связываются и легенды о птицах и животных. Народная легенда русского населения Сургутского края сообщает о Божьей Матери, которую испугал в лесу рябчик, рассердившись, она превратила его в "малую птицу с большим шорохом", чтобы любой охотник мог скорее найти его, а нежное белое мясо ("рябчиково наследство") поделила между всеми птицами и животными. 

Почитание Богородицы воплотилось в чествование ее в дни "богородичных праздников" - Рождество Богородицы, Введение, Благовещение и Успение Богородицы, а также и в другие дни, связанные с событиями из жизни Богородицы или прославляющие ее: Собор Пресвятой Богородицы, т.е. всенародное торжественное собрание для прославления Матери Божьей (26 декабря / 8 января); Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в особом храме, построенном императором Львом Великим в V в. (2/15 июля); Положение честного пояса Пресвятой Богородицы - в честь того события, что императрица Зоя, супруга Льва Мудрого, получила исцеление от этой святыни (31 августа / 13 сентября); Покров Богородицы. В русской традиции особенно выражены празднования дней памяти прославленных чудотворных икон Богородицы - Владимирской (23 июня / 6 июля); Тихвинской (26 июня / 9 июля); Казанской (8/22 июля; октября / 4 ноября); Смоленской (28 июля / 10 августа); Донской (19 августа / 1 сентября); Иверской (12/25 февраля) и др. 

К Рождеству Богородицы или к Аспосову дню приурочивались Осенины - вторая встреча осени - Осены (первая происходила в Преображение Господне или в Семенов день). Женщины собирались рано утром и выходили на берег рек, озер и прудов встречать Матушку Осенину. Для этой встречи специально выпекался овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся и им кормили домашний скот. 

Осенины справлялись в течение целой недели (в церковной традиции на празднование Рождества Богородицы отводилось 6 дней, так как этот праздник имел день предпразднества - 7 (20) сентября и четыре дня попразднества). 

Рождество Богородицы наряду с Успением попадало в число дней, в которые отмечалось окончание жатвы, праздник урожая (см. Дожинки), для которого характерно хождение в гости, хлебосольство с веселым гуляньем, сопровождаемым особыми игровыми песнями. 
                    "Вейся ты, хмель, 
                    Перевейся, 
                    На нашу сторонку. 
                    Как на нашей на сторонке 
                    Приволье большое! 
                    А приволье-то большое, 
                    Мужики богаты! 
                    Что мужики-то богаты, 
                    Каменны палаты! 
                    Что каменны палаты, 
                    Двери золотые, 
                    Что маковки литые!" 
                                  (костромск.; Некрылова А.Ф. 1991. С. 348). 

"Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник". К нему варили свежее пиво, в зависимости от количества ожидаемых гостей и достатка хозяев (от 10 до 15 корчаг); готовили баранину, студень, пекли кулебяку с рыбой из пшеничной муки с добавлением крупчатки. 

За один-два дня до праздника родители посылали детей к родственникам с приглашением в гости; старались позвать тех, которые тоже смогут пригласить на угощение. Тесть и теща обязательно приглашали молодых зятьев вместе со свекром и свекровью, чтобы установить добрые отношения между семьями сватов; родителями мужа и невесткой. Внуки оставались в доме дедушки и бабушки на несколько дней после праздника, чувствуя себя в гостях "полными хозяевами". 

Особым обычаем было посещение новобрачных родней и знакомыми. На этот "пир" специально выбранный человек - "позыватый" приглашал гостей следующими словами: "Приходите навестить молодых, посмотреть на их житье-бытье, поучить их уму-разуму". Родственников угощали праздничным обедом; после чего молодая хозяйка показывала свое хозяйство, а хозяин водил гостей на двор демонстрировал конскую упряжь в сарае и жито в амбаре. Сопровождался показ похвалами гостей и поднесеньем им пива (отсюда название этого дня - "Поднесеньев"), при этом приговаривали: 
                    "Аспосов день - поднесеньев день. 
                    Лей, лей, кубышка! Поливай, кубышка! 
                    Пейте, гости, пейте - хозяйского добришка не жалейте!" 
                                  (Коринфский А. А. 1995. С. 354.). 

День Рождества Богородицы часто совпадал с днем осеннего равноденствия, и как в день весеннего равноденствия в Богородицын день обновляли в избах огонь - гасили старый и зажигали новый. 

В Ярославской и Вологодской губерниях в связи с почитанием св. Лукиана, день Рождества Богородицы получил название Лукова дня, начиналась луковая неделя - женщины собирали лук с гряд. 

В Саратовской и Пензенской губерниях убирали пчел с пасек и пчельников на зиму, называя день Рождества Богородицы - Пасиков день. 

В Аспосов день заканчивалась бабье лето, начинались посиделки, "вечерки"; "капустки" (Сибирь) - рубка капусты для заготовки ее на зиму; если силами своей семьи справиться не удавалось, то приглашали "с помочью" женщин и девушек, в благодарность им устраивалось угощение и вечерка.


Автор: Ольга Баранова
Информация использована с сайта Российского Этнографического музея.