Укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений в Санкт-Петербурге

Государственная программа Санкт-Петербурга "Создание условий для обеспечения согласия в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы

3 октября - Рош ха-Шана

13 сентября 2015

Рош ха-Шана – Новолетие, еврейский Новый год, который празднуют 1-го и 2-го числа месяца тишрей. С этого дня начинается отсчёт дней нового еврейского года.  Иудеи посвящают эти дни нравственному переосмыслению жизни и подготовке к наступающему году. Самым эмоциональным моментом Рош ха-Шана является обряд  трубления в шофар - специальный инструмент, изготовленный из бараньего рога. В шофар трубят в синагоге по сто раз ежедневно. «Трубный глас» слушают стоя. В течение всего праздника в синагоге читаются специальные молитвы. Дни между Рош ха-Шана и следующим праздником называются Десятью днями покаяния.


Новый год по еврейскому календарю приходится на его седьмой месяц – тишрей. По библейскому преданию, в месяц тишрей был сотворен мир. В начальные дни месяца, как учит религиозная традицияё определяется, кто переживет следующий год, но молитвы могут повлиять на решение бога. В дни Рош Ашана (тишрей, 1-2), когда «пишется», и Йом-Кипур (тишрей, 10), когда «запечатывается» судьба людей, надлежит переосмыслить прошедшую жизнь и морально подготовиться к наступающему году.

В Рош Ашана принято в знак призыва к покаянию сто раз в синагогах трубить в рог шофар, сделанный из бараньего рога. Проводится самое долгое моление в году, центральное место в котором занимает тема жизни и смерти. Чтобы не превратить праздник в дни уныния и поддерживать настроение оптимизма и уверенности в будущем, предписано с молитвой есть на Рош Ашана мед, опустив в него кусок яблока. Совершается в начале года обряд бросания в воду грехов – ташлих, когда в веселой компании знакомых над текущей водой разыгрывается сцена очищения карманов, на самом деле пустых. Йом-Кипур считается счастливым днем в иудаистскомкалендаре, хотя он должен проводиться в посту и молитвах. Пост начинается за час до праздника и длится 25 часов, сопровождаясь строгими ограничениями (например, нельзя ничего пить и носить кожаную обувь и т. д.). Детям до девяти лет, больным, роженицам и беременным поститься необязательно.

В течение дня полагается вспомнить все проступки, имевшие место в прошлом году, причем, считается, что человек разделяет грехи окружающих, а бог может простить прегрешения против него. Обиды же, нанесенные окружающим, не могут быть прощены, если обиженные не будут ублаготворены.


Лермонтовский пр.,2, - Большая хоральная синагога

наб. р. Мойки, 97, - «Еврейская национально-культурная автономия Санкт-Петербурга»

ул. Рубинштейна, 3, - Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга